Цветы
войны: Дед Михайло о том, как ребенком пережил Великую Отечественную
Рассказы тех, кто пережил четыре страшных года в истории нашей
страны, нужно слушать и записывать. Эти судьбы, слова и взгляды — самое важное,
что у нас осталось.
Софья Качинская,
10 мая
К деду
Михайло мы поехали, чтобы делать репортаж «Один день из жизни», с фотографиями,
комментариями и исключительно описательными и повествовательными абзацами. Но
рассказать о нем так, чтобы читатель увидел именно того человека, которого
стоит увидеть, невозможно без личного вмешательства автора в ткань текста.
Ребенок войны, получивший контузию, который долго не мог жить среди людей
нормально, окончил филологический факультет, начал писать сказы и записывать
поговорки и пословицы... Но наша история, конечно, впервую очередь о
войне. О том, как ребенком он любил смотреть на небо, расчерченное прожекторами,
как немец угощал его шоколадом и каким чудом для деревни времен войны мог стать
слепой дед-сказитель.
В Большой
речке весна: солнце греет макушки, теплый ветер путает волосы, довольные
ребятишки катаются на велосипедах и играют в догонялки. Мы спускаемся по одной
из главных улиц, чтобы найти дом деда Михайло. С ним мы познакомились в Тальцах
на Масленице: дедушка в тулупе и ушанке схватился за канат, чтобы помочь
команде молодых и сильных парней выиграть.
У нужного
дома нас уже встречают: дед Михайло низко кланяется, а пес Дружок для порядка
начинает лаять, но все же пускает нас в дом.
«Вы
проходите, сейчас будем чай пить, только у меня тут бардак, по-холостяцки, и вы
мне помогите. Обычно социальный работник приходит, но мы с вами сейчас чай сами
поставим,» — говорит он.
«За свою жизнь дед Михайло записал больше 130 тысяч пословиц и
поговорок, это в несколько раз больше, чем в словарях Даля».
В избе
всего одна комната, и она завалена всем, чем только можно увлекаться в
почтенном возрасте: помимо книг, рукописей и тетрадок на полках лежат
фотоаппараты, стоит портрет Маяковского, на столе — инструменты для работы по
дереву, пасхальные украшения, включенный компьютер, на советском трюмо —
вырезанные из дерева фигурки.
Дедушку на
самом деле зовут Виктором Алексеевичем, и он — собиратель пословиц и поговорок,
писатель, выдумщик и немного чудак. За свою жизнь дед Михайло записал больше
130 тысяч пословиц и поговорок, написал несколько сказок, сказов и пьес. Его
обожают соседские ребятишки, а он не устает повторять: «Вы напишите обо мне
правильно. Я не хочу, чтобы меня жалели, я живу прекрасно и занимаюсь любимым
делом».
— МОСКВА —
Мы садимся
за стол, Виктор Алексеевич начинает свой рассказ, и про чай мы забываем на
ближайшие полтора часа. Ребенок войны встретился с Великой Отечественной в
московском детском доме, четырехлетним пацаном, которого родители оставили в
парке совсем младенцем.
«Когда к
Москве начала подступать война, ой, как мы, мальчишки, любили смотреть на это
светящееся ночное небо. Мы мечтали, чтобы хотя бы одна бомбочка к нам во двор
залетела, мы бы ее потрогали, или аэропланчик, чтобы мы дядю летчика погладили.
Нас тогда воспитательницы подготавливали, учили, как нужно уходить в
бомбоубежище. Однажды завыли сирены, и всю нашу группу пытались увести из дома
в этот бункер, но мы так туда и не дошли, оказались в больнице всем составом».
Из
госпиталя маленького Витю забрала новая семья: «Когда медсестра мне сказала,
показывая на незнакомую женщину, что это моя мама, я сначала растерялся, а
потом начал вопить: «Я тебя звал, звал, а ты не приходила!». Мама увезла меня в
свою деревню: к дедушке, высокому и в очках, и бабушке. Ой, какая добрая, но
ой, какая толстая была бабушка!»
— ОККУПАЦИЯ —
И вот
опять послышались канонады. По деревне стали ходить сердитые дяди, ездить
сердитые машины и скакать сердитые лошади — хмурые и неприятные. «Ну пошел
нехристь, удержи ему нет», — сказала толстая и добрая бабушка, и новая семья
собралась уходить.
«Мы шли по
дороге, меня нес усатый солдат, который мне совсем не нравился: его винтовка
постоянно била меня в бок, а сам он был страшный, как Бармалей. Когда
послышался звук приближающихся самолетов, от дороги, конечно, все разбежались.
Солдат положил меня на землю, а сам лег сверху, что мне, ребенку, вообще не
нравилось. А тут из земли начали вырастать прекрасные красные цветы, летели
бомбы. Я выглядывал из-за плеча этого солдата и смотрел: было восхитительно. А
потом взрыв и очнулся я уже дома, в той самой деревне, из которой мы должны
были уйти. Проснулся с контузией, которая давала о себе знать всю мою жизнь».
«Из земли начали вырастать прекрасные красные цветы, летели
бомбы. Я выглядывал из-за плеча этого солдата и смотрел: было восхитительно».
Потом дедушку
повесили, заподозрив в партизанстве, маму и бабушку убили в их же доме,
Витя остался один, стал жить то здесь, то там.
«Я однажды
шел по улице, чувствую запах: вкусный-вкусный. А я есть хотел. Вижу, на
крылечке банка стоит, тушенка, хап ее и бегом по дороге, быстро бегу, никто
меня не догонит: ни лошадь, ни аэроплан. Бегу, и вдруг ка-а-ак пинанет меня
кто-то сзади, я аж по воздуху полетел, больно-больно. Я сел, и вдруг слышу: «Ду
ист швайне!» Я испугался, что опять кто-то меня бить будет, но смотрю, офицер
того повара, который меня пнул, бьет по лицу перчаткой: «Эс ист киндер».
Подшел, усадил на колени, угостил шоколадкой. Но не все они такими были,
кто-то подзывал к себе, чтобы просто поиздеваться».
— ДЕДУШКА АНИСИЙ —
Однажды
ночью за Витей и другими детьми и женщинами в деревню пришли партизаны, в лесу
усадили в самолет и увезли «на большую землю». Так началась Витина
эвакуация. Товарный поезд с ранеными солдатами, детьми и их матерями шел на
восток, но однажды Витя, потеряв сознание или заснув, от поезда отбился.
«Очнулся —
ни поезда, никого, только деревья, вдалеке дома и один фонарь горит. И вдруг
слышу, зовут: «Воробушка!». Воробушкой меня мой дед называл, и я так
обрадовался, подумал, что это он, кричу в ответ: «Дедуля!». Вижу, и правда дед,
хоть и не мой: громадный, с бородой ниже пояса, нос из бороды торчит, в тулупе
и шапке. Так я познакомился со слепым дедом Анисием. Он ходил по окрестным
деревням, голосил сказы. И вот зайдем мы в дом, и уже у крыльца или калитки
ждут нас бабоньки, ему кланяются, с ним здороваются. Зайдем в избу, а он
уже знает, где красный угол, он на эту икону помолится, перекрестится, бабоньки
к столу, накрывают, кто чем богат, меня от пуза накормят, дедушку тоже. И
что интересно, дедушке Анисию всегда давали настоящий хлеб, хотя в деревнях не
было хлеба. В деревнях не было соли, а ему щепотку настоящей соли положат
на газетку. А уж про сахар и говорить не приходится: дети забыли, что такое
сахар, а ему положат этот сахар. Откуда что брали, непонятно, просто деда очень
любили.
И пока дед
Анисий ест, кто-нибудь из бабушек обязательно плачет. А дедушка спросит:
— Ну что
ты, Нюшенька, что ты роняешь слезу, вон гляди-ка в ведра на улице, а ты
мокренька была! Али ворон черно перо сронил?
— Да,
дедушка Анисий, да, похоронка на моего Алешеньку, на летчика моёва пришла, а у
нее вон тоже на танкиста, сына, пришла похоронка.
Тогда он
начинает сам плакать, реветь:
— Ты
поглянь-ка, черные ястребы-то поналетели, да закрыли солнышко красное...
—
Вот сколько лет будут жить те люди, которых он спас, сколько лет будут жить их
потомки, столько лет — бессмертие его будет.
И женщины
те, которые сжимались в комочки, были жалкие и зареванные, когда он так
говорил, поднимались, плечи у них распрямлялись, и вот они уже смотрят на
бабонек не с плачем, а с гордостью: «Это мой сын! Мой Ванятка! Вот какой мой
сын, вот так вот!».
Вот так он
дух поднимал у людей, как же его не любить.
Победу я
встретил уже на Урале, в том же детском доме, в котором был в Москве, только
эвакуированном. Сообщили нам о конце войны в полдень, во время «мертвого часа».
Мальчики постарше начали кидать подушки, перья летели, все прыгали и кричали, я
тоже бил в ладоши, лежа на кровати. Вот, собственно, и вся война».
— СКАЗЫ И ПОГОВОРКИ —
Дедушка
Анисий не только помогал местным женщинам, потерявшим своих детей на Великой
Отечественной войне, не падать духом, но и ходил по деревням, чтобы сказывать
сказы. Для этого у него был незамысловатый инструмент — несколько дощечек и
«строночки». Сказы горланились месяцами — тогда дедушка оставался в одной
деревне, и каждый вечер жители, утомленные работой в тылу, приходили в одну из
изб слушать эти истории. «Мне, — говорит Виктор Михайлович, — в те вечера
казалось, что все вокруг меня ненастоящее, а правдиво только то, о чем дедушка
сказывал».
У Виктора
Алексеевича тоже есть книга сказов, один из них — о Байкале. «Мне не нравится
сказ бурятский, разве может нормальный отец кинуть камнем в свою же дочь?
Поэтому я написал свой».
Виктор
Алексеевич не без труда поступил на факультет филологии и журналистики
Иркутского государственного университета: спасло его знание наизусть «Кому на
Руси жить хорошо» и впридачу — две толстых тетради с ответной поэмой,
написанной в некрасовским стиле. В доме у дедушки хранится огромный мешок его
рукописей, записей поговорок и пословиц, он придумывает их сам и записывает за
жителями деревни.
Мы пьем
чай, идем на прогулку, местная шпана хохочет и разговаривает с дедом Михайло,
прохожие здороваются. Когда мы уезжаем, он долго стоит у калитки и машет нам
вслед. Пока идем до остановки, я думаю о том, как важно слушать и записывать
истории участников и детей войны, чтобы помнить и знать, какими потерями для
каждого частного лица даются подобные государственные предприятия. К деду
Михайло нужно непременно еще раз заглянуть на кружку чая.